Android и навигация. Иван Сусанин или Дерсу Узала?

Историческая справка (вместо эпиграфа)

Сусанин Иван - русский мужик, взявшийся указать иноземным захватчикам "верную дорогу в нужном направлении", заведший на самом деле их к "черту на кулички", где большинство представителей дикой толпы, именующей себя "армией", нашли вечный покой, так и не сумев выбраться из западни, к которую Сусанин их завел.

Дерсу Узала -  «лесной человек», прошедший вместе с молодым ученым Владимиром Арсеньевым вместе многие километры уссурийской тайги. Они стали большими и добрыми друзьями. После экспедиции 1907 года Арсеньев пригласил полуслепого Дерсу пожить в его доме в Хабаровске. Дерсу очень любил своего «капитана», но жизнью в городе тяготился. Ему, вольному сыну лесов, было душно в четырех стенах.



iphone 4sНу а теперь непосредственно перейдем к теме данной статьи. С детства всегда был убежден в том, что самолеты-амфибии плохо плавают и плохо летают. И живя уже четвертый десяток лет, я с каждым разом все больше и больше убеждался в справедливости этого утверждения. 

Это касалось буквально всего. Не только любых компьютеных устройств и гаджетов. Пик справедливости этого постулата настал для меня в тот момент, когда телефоны стали совмещать с камерами. Конечно снимки, которые ими можно было делать на тот момент годились разве что людей веселить. 0,3Мпикс камера с низкокачественной оптикой и матрицей микроскопических размеров - вот что такое фотоаппарат в телефоне 7-8 лет назад.

Однако, такое сочетание несовместимого стало стандартом по умолчанию. Скорее всего не так дорого камера в телефоне обходилась, а маркетологам отрада. В общем так бы и продолжалось все это, без особого смысла и эффекта, если бы не гениальное изобретение Стива Джобса, прозванное скептиками огрызком за характерный логотип бренда. Потом уже появились разные производители, разные смартфоны, разные системы, не в этом суть. Суть в том, что Джобс сумел подобрать совместимость ранее несовместимых между собой вещей.

Изначально смартфон получил большой тачскрин. Казалось бы - зачем телефону такой большой экран? А оказалось что очень даже кстати. Ведь на экран перебралась клавиатура. Таким образом, смартфон по размеру стал чуть больше классического телефона. А вот функциональность устройства оказалась несопоставимой даже с самой прогрессивной мобилой!

HTC SensationВедь к тачскрину добавился интернет-браузер, клиент электронной почты, мобильный интернет и WiFi. В общем, получился такой маленький нетбук. Следующий постулат - пальцы самый лучший стилус. И смартфон избавился от костыля в виде разнообразных железных прутьев.

В третьих - почему единственным средством коммуникации должна быть сотовая сеть? Ведь есть скайп!!! И тут казалось бы несовместимая камера вписалась в контекст философии смартфона!!! Даже до самой убогой "мыльницы" камере смартфона как до луны по качеству снимков. А вот для общения по скайпу хватает за глаза! Плюс удобно с таким миниатюрным устройством перемещаться в пространстве и показывать собеседникам окружающий тебя мир. Под эту идею в смартфоне появилась тыловая камера, в очередной раз совместив казалось бы на первый взгляд несовместимое.

Но гениальной, на мой взгляд, оказалась идея встроить в смартфон GPS/ГЛОНАСС-приемник. Это техническое решение сделало для меня, любителя путешествий на автомобиле, смартфон просто незаменимым в повседневной жизни. Я не люблю огрызки, в политике яблока есть направления, категорически для меня неприемлемые.  Кроме того, огрызки, ни в чем не выигрывая (а ради справедливости нельзя не сказать что во многом проигрывая) у топовых гаджетов на андроиде стоят в два раза дороже. Но об этом речь пойдет в отдельной статье.

Поэтому, выбирая себе аппарат, я остановился на HTC Sensation - флагманской модели HTC на тот момент времени.  Сей гаджет оснащался 4,3 дюймовым дисплеем с функцией мультитач, двухядерным процессором, 1ГБ оперативной памяти на борту, 1300 мА/ч аккумулятором, привлекательным дизайном и операционной системой Android 2.3. В комплекте с аппаратом поставлялась карта памяти на 8 ГБ, зарядное устройство и кабель микро-USB для соединения с компьютером. Цена серого (а нужно быть чайником, чтобы покупать белые) смартфона на тот момент составляла 16 800 руб (против 26 000 руб за огрызок 4S), что по сравнения с персонажем в скобках было весьма привлекательно. Мне достался индус, в приятном корпусе с матрицей Acer:) и версией ПО 1.52.720.3:) Разумеется, что топовый смартфон наделен всеми средствами для беспроводных коммуникаций - WiFi, Bluetooth, мобильный интернет, и модуль GPS/ГЛОНАСС. Отмечу, что на момент написания этой статьи Android на смартфоне был обновлен до версии 4.0.3, а HTC Sense до версии 3.6, и аппарат держит достойный уровень по производительности.

С самого начала я пытался использовать это устройство, как видеорегистратор и навигатор. И если с видеорегистратором мой выбор сразу пал на программу MyCar Recorder, то с навигаторами на первых порах все оказалось гораздо сложнее. Изначально я использовал навигатор и видеорегистратор в виде отдельных устройств. В качестве навигатора выступал Garmin Nuvi 710. И он меня вполне устраивал, так как обладал хорошими картами и чувствительным приемником. Конечно были огрехи, но с ними можно было мириться и ни разу по большому счету он меня не подводил. Но вот появился смартфон!

Garmin Nuvi 710

То, что навигатор по сравнению со смартфоном выглядит также как запорожец по сравнению с мерседесом я понял практически сразу же. Ведь Garmin, подобно Apple очень ревностно следит за тем, чтобы ни одна копейка не проходила мимо их кармана. Отсюда странная операционная система и затруднительная установка карт в устройство, даже для подготовленного человека. Кроме того, его функциональность, по сути дела навигацией и ограничивается. Ну еще может музыку с карты памяти кое как играть и в радиоприемник на в американской шкале  FM-диапазона орать. Вот пожалуй и все. Да, навигатор имеет более чувствительный GPS-приемник по сравнению со смартфонами, но для автонавигатора вполне подходит и GPS последнего. Может быть время работы навигатора от аккумулятора больше, чем смартфона в режиме навигатора, но в автомобиле всегда есть подзарядник:)  О соединении с интернетом и обновлении карт на лету и речи не идет. Сиди, запускай mapchecker и выкачивай очередные гигабайты из интернета. Долго все очень и неоперативно как-то. Даже на "обновленных" картах вовремя не появляются новые развязки и эстакады, ошибки в маршрутизации исправляются "в замедленном режиме". Бывает что одна и та же ошибка повторяется на протяжении нескольких обновлений.

Со смартфоном же все совершенно по-другому. Во-первых, потому, что существуют как платные, так и бесплатные программы-навигаторы. Во-вторых, обновление карт и исправление ошибок маршрутизации происходит значительно быстрее, чем в навигаторе Garmin Nuvi. В третьих, программы используют интернет-сервисы пробок, дорожных камер, полицейских засад и многого другого. Но, программы-навигаторы - своеобразная крайность. Они либо бесплатны, либо самые дорогие продукты в Android-маркете (ныне Google Play). Мы начнем с бесплатных программ.

HTC уже выходит с предустановленной системой навигации на основе Route66. Но ложка дегтя в том, что, во первых, это не самая лучшая навигационная программа для смартфонов на территории России, а во вторых, за активацию полноценной навигации нужно заплатить около 1500 рублей. Еще предлагаются услуги по дорожной обстановке и камерам фиксации ПДД, но количество камер в базе данных программы значительно меньше, чем их установлено на самом деле (проверено мною). Из плюсов можно отметить симпатичный виджет и активация громкой связи при входящих вызовах по-умолчанию. Но навигатор должен прежде всего прокладывать путь, а не красиво выглядеть. Так что лично я отношу это творчество HTC в категорию "Иван Сусанин". Кроме того, поиск дома по адресу весьма приблизителен, особенно в провинциальных городах. Хотя в заслугу можно поставить систематическое обновление карт. Ну а недавно появилось и направление движения по полосам. Но, реализовано оно так же глючно, как и камеры скорости.

Навигатор GoogleНемного покопавшись в гаджете, я обнаружил навигацию от Google, также в варианте "из коробки". В принципе, довольно неплохой навигатор, но какой то пустой, безжизненный. Маршрут прокладывает вроде правильно в 80% случаев, но сопровождает его уж очень равнодушным женским голосом. Можно наложить пробки на маршрут, но навигация на мой взгляд, работает их совершенно не учитывая. Можно наложить фотографии со спутника - но зачем?  Но и самый главный минус этого творения интернет-гиганта №1 в Мире - оно не может работать без Интернета. И если траффик в настоящее время уже не проблема (например у МТС "безлимитный" интернет стоит 300 руб в месяц), то с покрытием пока все еще не так хорошо. Россия - огромная страна, она не опутана вайфаем как Голландия или Германия, а сотовая связь в некоторых местах оставляет желать лучшего. Подводя итоги по навигации от гугла можно сказать, что у них получилось создать довольно неплохую навигационную систему, но опять же, не для использования на территории России. 

Навигатор ЯндексОчень похожая ситуация сложилась и с навигатором от Яндекса. Он выглядит приятнее, маршрут прокладывает корректно, пользоваться им удобно. Можно использовать трехмерную карту, превосходно реализован поиск по объектам с учетом базы данных Яндекса. Например, если Вам нужно проехать в какой-нибудь торговый центр, то достаточно просто ввести название. Навигатор сам найдет ближайший к вам торговый центр (если это сеть и их несколько, например Ашан), и предоставит полную информацию о нем (место нахождения, время работы и многое другое). Маршрут рисуется на трехмерной карте и прокладывается с учетом пробок. Но интернет-зависимость программы очень часто сводит на нет все ее положительные качества. Кроме того, сервис Яндекс-пробок обладает существенной инертностью, что означает возможность отсутствия пробки в том месте, где она, по данным сервиса, есть и наличие ее там, где по данным того же сервиса быть не должно. Но, учитывая бесплатность этого навигатора, продукт получился более чем достойный. И если Вы перемещаетесь в пределах МКАД, то Ваши потребности будут вполне удовлетворены.

На этом, достойные бесплатные навигаторы, по сути, и заканчиваются. Больше для России ничего вменяемого нет. Может быть они есть для Европы, но мы не изучали данный вопрос столь досконально. Пора переходить к платным навигаторам.

Из платных продуктов сразу можно выделить два. Это Навител (http://www.navitel.su/ru/) и ПроГород (http://www.pro-gorod.ru/). Существует еще много навигаторов (СитиГид, Sygic, IGo,CoPilot, Navigon, Route66), но все они проигрывают этим двум гигантам практически по всем параметрам. В принципе, Навител тоже можно смело к ним относить. Наш выбор - ПроГород. И ниже мы расскажем - почему.

Обе эти программы позволяют работать в оффлайне. Это означает, что карты они скачивают не из интернета на лету, а хранят в смартфоне или на карте памяти. С одной стороны, это большое преимущество, так как карты всегда со мной и потребности в Интернете на возникает - актуально в российской глубинке, где связь, подчас, весьма невысокого качества. С другой - есть минимальные неудобства, связанные с необходимостью обновления карт, и большим размером файлов карт, что потребует карты памяти большого объема. Но они с лихвой компенсируются скоростью работы устройства, при зависимости от интернета могут быть проблемы с загрузкой карт.

NavitelДо тех пор, пока я не знал ПРОГОРОД, я пользовался различными программами на разные случаи жизни. Например, если знаешь точный адрес, куда тебе нужно приехать, то лучше Навитела на мой взгляд не было, если адрес не знаешь, но знаешь место - например кафе или магазин, то с этой задачей превосходно справлялось приложение Адреса "из коробки", с последующей бесплатной навигацией от Google. Навител - очень достойный навигатор, портированный на большое количество платформ. Обладает точными картами с систематическим обновлением, "знает" практически любой адрес в любой точке России, адекватно прокладывает маршрут, а  в последних версиях, при наличии соединения с Интернетом, еще и с учетом пробок. Из предоставляемых онлайн-сервисов - погода по ходу маршрута, на мой взгляд довольно бесполезная услуга. Но с Навителом хорошо только в том случае, если ты точный адрес знаешь. Если точный адрес неизвестен, то программа оказывалась бесполезной и приходилось либо по бесплатной навигации Google ехать, либо адресок узнавать. И огромным недостатком Навитела, на мой взгляд, является отсутствие сервиса предупреждения о камерах контроля скорости. Технически такая возможность реализована в Навител оффлайново, т.е. можно скачать файл с данными о камерах скорости, положить его в определенную папку и все будет работать. Но во-первых этот файл нужно сначала найти, а во-вторых - самостоятельно следить за его актуальностью.

Так и пришлось бы ездить по куче программ, если бы в один прекрасный момент я не нашел ПРОГОРОД. Это уникальная навигационная программа в одночасье вытеснила из моего смартфона все остальные навигаторы. А произошло это потому, что ПРОГОРОД взял себе все самое лучшее от платных и бесплатных конкурентов. 

ПРОГОРОДПРОГОРОД работает оффлайн. Карты сегментированы, Вы можете себе установить только то, что Вам необходимо. Например, если Вы живете в центре России, то карты Дальнего Востока можно не устанавливать, что сэкономит большое количество места на карте памяти и увеличит скорость работы приложения. Карты систематически обновляются через небольшие промежутки времени.

ПРОГОРОД ищет адрес с точностью до дома в самом глухом уголке нашей страны не хуже, чем Навител. При сравнении двух программ по этому критерию существенной разницы заметить не удалось.

ПРОГОРОД показывает сложные развязки, причем своевременно и схемой, предельно приближенной к фотографии. Сразу видно как и куда нужно перестраиваться, чтобы, проезжая сложную развязку, продолжить свой путь в нужном направлении.

ПРОГОРОД подсказывает, по какой полосе движения лучше продолжать свой путь. Показывает он заблаговременно, чтобы можно было успеть перестроится. Но, на наш субъективный взгляд, все указания движения по полосам работают не совсем адекватно во всех навигационных программах. И ПРОГОРОД в этом вопросе, к сожалению, не исключение. Но, тем не менее, функция это все равно весьма полезна, так как позволяет дополнительно сконцентрироваться на управлении автомобилем.

Это мы перечислили те функции, которые присущи практически всем навигационным программам, и в навигаторе ПРОГОРОД они реализованы наилучшим образом. Адреса ищет быстро, маршруты прокладывает без ошибок. Сложные развязки и полосы движения - приятный бонус счастливому обладателю этого навигатора. А теперь перейдем к тому, чего нет в других навигаторах, и чем ПРОГОРОД кладет своих конкурентов на обе лопатки.

Самое главное - это пробки. Сервис пробок ПРОГОРОДА, пожалуй, самый лучший из всех. Маршрут прокладывается с учетом пробок. Время прибытия также учитывается исходя из средней скорости движения, в том числе и в пробках. И расчет этот очень точен. Если ПРОГОРОД указывает время прибытия, то погрешность составит всего 5-10 минут.

Следующее весомое преимущество ПРОГОРОД - это дорожная ситуация с возможностью динамических правок и геоблоги. Когда путешествуешь далеко, создается ощущение, что навигатор "знает" все камеры фиксации скорости на территории России. Информация обновляется очень часто. Экономия на штрафах за превышение скорости очевидна!

Еще одно преимущество - возможность поиска как по адресу, так и по объектам - то, чего так не хватает НАВИТЕЛу. Поиск реализован очень качественно, в базе данных навигатора содержится большое количество разных учреждений, заведений и объектов. Таким образом, отпадает необходимость узнавать адрес магазина, в который предстоит отправиться за покупками.

Аналогию можно провести с телефоном с двумя сим-картами. С использованием ПРОГОРОДа отпала необходимость во всех платных и бесплатных навигаторах. И мы хотим сказать, что наш выбор - ПРОГОРОД!