Начало создания сайта. Техническое задание.

Театр начинается с вешалки. А создание сайта - с технического задания.

Техническое задание  - начало создания сайта. Правда не все понимают - зачем оно нужно. И это непонимание, зачастую, становится камнем преткновения во взаимодействии заказчика и исполнителя в процессе создания сайта. Техническое задание (ТЗ) как рак и служит для того, чтобы взаимодействие в творческом процессе проходило гладко и безболезненно.

Все дело в том, что над сайтом работает много разных людей - представитель заказчика, менеджер по работе с клиентами в веб-студии, дизайнеры, технические дизайнеры и верстальщики, программисты, копирайтеры, зачастую приглашенные консультанты. И понимание процесса может быть у каждого свое. Представление представителя заказчика может быть диаметрально противоположным представлению программиста, например. При том, что в крупной веб-студии они вряд-ли будут общаться напрямую.

В результате разницы в представлениях формируется разница в реализации и конечном результате, который в таком варианте может не устроить представителя заказчика, а иногда начальника представителя заказчика. И ТЗ как раз направлено на устранение разницы в понимании. Соответственно ТЗ должно быть более подробным и скрупулезно описывать все этапы создания сайта.

Но ТЗ имеет свою стоимость. И, поэтому, разработчику ТЗ приходится балансировать между стоимостью техзадания и его детальностью. Хорошее ТЗ должно сводить разницу в представлениях к минимуму. Полностью избавится от нее не удастся никогда и, что самое печальное, эта разница имеет свою цену, которая выражается не только в деньгах, но и во времени, нервах и, подчас, репутации.

Для примера можно взять две крайности. Первая когда сайт создается без ТЗ. И здесь можно насоздавать совсем не то, что ждет от исполнителя заказчик. А так, как нет ТЗ то и оплачивать подобное творчество заказчик не будет. Таким образом разница будет равна стоимости сайта. Другая крайность, когда ТЗ исчерпывающее, но тогда оно должно демонстрировать реализацию и превращается по сути дела в готовый сайт. Тогда стоимость ТЗ равна, а зачастую, и превышает стоимость сайта. Поэтому основной задачей ТЗ является описание проекта, но никак ни его реализация!

Теперь, когда мы обосновали необходимость наличия ТЗ, стоит остановиться на основных принципах составления техзадания. И главный из них - все, что включается в ТЗ должно оцениваться в соответствии с объективными критериями, т.е. должны быть четкие признаки, выполнено это или нет.

Второй принцип - избегать субъективизма и общих фраз типа дизайн должен быть красивый, админка должна быть удобный, сайт должен привлечь много клиентов. Все дело в том, что слова красивый, удобный и много невозможно выразить в конкретных цифрах, а, следовательно, получить объективный критерий выполнения этих пунктов ТЗ. Кроме того, подобные формулировки позволяют заказчику капризничать и увеличивать объем работ исполнителя бесплатно - дизайн не очень красивый, нужно добавить градиенты а потом поменять элементы, для удобства админки нужно добавить сортировку списков, выгрузку из excel и много всего еще.

Как структурировать ТЗ?. Очень просто. Вначале в общих чертах нужно описать, что мы будем делать, потом - зачем этот сайт нужен (продажа товара, представительство компании в Интернет в рекламных целях, привлечение клиентов), какой функциональностью должен обладать сайт.

Далее необходимо перечислить термины и определения, которыми будут оперировать заказчик и исполнитель, чтобы исключить их различное толкование. Потом перечислить данные и списки, которыми мы будем оперировать при создании сайта. Обязательно нужно описать содержание каждого функционального модуля, которые будут присутствовать на сайте.

Отдельно нужно указать требования к надежности и аппаратному обеспечению, необходимого для функционирования сайта. Например, мы можем создать сайт на PHP а заказчик оплатит хостинг с ASP.NET. Также тот момент, что проект будет высоконагруженным лучше узнать в начале а не в конце работ, тогда клиенту можно будет предложить взять в аренду отдельный сервер, например.

Особое внимание нужно уделить первичному наполнению сайта контентом. Несомненно, обязанность исполнителя наполнить сайт контентом в том объеме, который необходим для начала работы с ним. Но количество этого контента должно быть четко оговорено.

Вот, вкратце, основные требования к ТЗ на создание сайта. Стоимость ТЗ как правило составляет 10-15% от стоимости проекта. Наша организация оказывает консультативную помощь в написании технического задания для создания сайта. Если Вы заказываете сайт у нас, то мы предоставляем скидки на помощь в подготовке технического задания.