Скрытая угроза. Или очевидная? Поиск в интернете.

Интернет действительно появился не так давно. Мало кто знает и практически никто не задумывается, откуда он появился. А ведь многие призадумались, если бы узнали, откуда берет начало Всемирная Паутина. Начинался интернет, как в прочем многое полезное и нужное в одном из военных ведомств Соединненых Штатов Америки. Именно там была создана сеть, получившая название ARPANet, из которой и произошел тот Интернет, которым мы пользуемся сейчас. Более того, алгоритмы ARPANet используются для обратного преобразования доменных имен. Но оставим технические детали специалистам, а сами перейдем непосредственно к вопросам информационной безопасности в Интернете.

Вопрос первый – ПОИСК. Без поиска сеть не имела бы никакого смысла и никогда не стала глобальной. Поиск – то, что направляет людей в этом огромном складе самой разнообразной информации к нужной именно им. Сначала поиска не было, был непосредственный обмен ссылками, каталоги сайтов и прочие подобные сервисы. Когда объем информации был относительно невелик, они худо-бедно справлялись со своей задачей. Но энтузиасты стали делать поиск – сканирование сайтов, анализ их содержимого и выдача в виде ссылки на сайт ответа на запрос пользователя. Очень быстро поисковые сервисы не только набрали популярность, но и стали фактически управлять Интернетом. Но пока их функция заключалась только в поиске, это заботило лишь владельцев сайтов. Однако, жизнь не стоит на месте….

Поисковая система – как правило, не благотворительная организация, а чаще всего успешная корпорация, по совместительству являющаяся одна из самых дорогих в мире. Конечно речь идет о Google. Яндекс гораздо дешевле, но тоже стоит много. И изначально свои деньги они зарабатывали на поиске, а точнее на контекстной рекламе – выдаче по запросу пользователя рекламного объявления, за которое платит работодатель. Весь поиск это баланс между рекламой и собственным качеством. Люди идут в поисковик не за рекламой, и если качество поиска будет неудовлетворительным в угоду рекламе, то у поисковой системы не буде аудитории. И наоборот, если поиск будет слишком хорош, то поисковая система не сможет продать рекламу и заработать деньги. Руководители поисковиков об этом отлично знают и очень пристально следят за соблюдением этого баланса.

Google+Разумеется, в поиск пришли со временем новые технологии, в том числе и по сбору информации. И Google тут весьма преуспела. Прежде всего, создав самую популярную информационную систему для мобильных устройств. Регистрируя аккаунт в Google, человек сам того не подозревая, предоставляет американской коммерческой фирме огромное количество персональных данных, не заботясь о том, что и как с ними будет дальше. Никто не задумывается о том, что если в Интернет что-то попадает хотя-бы один раз, то потом остается в сети НАВСЕГДА – на жестком диске одного из серверов Google, Яндекса, вашего интернет-провайдера или где-нибудь еще. Различным спецслужбам и правоохранительным органам эта информация предоставляется, согласно данных Эдварда Сноудена, на почти добровольной основе, без всякой там ерунды, типа решений судов.

Но если большинству людей спецслужб бояться нечего, то гигантов поисковиков опасаться все-таки стоит. Во-первых, в Google с недавнего времени было решено объединить все сервисы в плане обмена информацией. Официально – для того, чтобы пользователям было удобно. На самом деле для того, чтобы было удобно Google. Собирать, систематизировать и использовать информацию о нас с вами в своих, как правило, коммерческих целях. Например, человек интересуется проблемой герпеса, вводя поисковый запрос со словом «герпес». Через день человек забудет, что он вводил запрос про герпес. Google не забудет этого никогда. Этот запрос также адресован Google Analytics, куда передаются данные о браузере и компьютере, по которым достаточно часто можно однозначно идентифицировать Вас. В данном случае Google идентифицировал например этого человека как женщину, 34 года. И теперь он знает, что вы женщина, вам 34 года и что у Вас герпес. А подключив определение местоположения по координатам сети можно идентифицировать Вас более точно, вплоть до того, как Вас зовут и где Вы живете.

Допустим Вам неинтересно, что посторонние сайты что-то о Вас узнали, но они передают эти данные маркетологам, которые уже отнесли вас в определенную целевую группу – Вы женщина, Вам 34 года и у Вас – герпес. После этого реклама противовирусных лекарственных средств для борьбы с герпесом, а также предложения дерматологов и венерологов преследуют Вас повсюду.

Информация о Вас может быть проданаДопустим, это Вас также несильно смутило, а преследование прекратилось через неделю. Но не стоит забывать, что эта информация уже собрана и обработана. А дальше она может быть продана, и использована с не очень приятными для Вас последствиями, например данные о вашем финансовом положении могут попасть в банк или страховую компанию. И после этого Вам предложат кредит под повышенные проценты, страховку со страховой премией больше чем обычно, либо депозит под процент ниже, чем могли бы предложить, не владея подобными данными.

Взлом системыКроме того, любая система не может быть надежной на 100%. А это значит, что информация о Вас может быть получена незаконным путем – в результате кражи (в том числе и сотрудниками компании) либо взлома базы данных поисковой системы, что случается с завидным постоянством, несмотря на гробовое молчание поисковиков по этому поводу. После этого о том, как и кем будет использована подобная информация можно только догадываться.

И если раньше большинство людей воспринимали вышесказанное как плод больного воображения человека, помешанного на безопасности, то после разоблачений Эдварда Сноудена люди всерьез озадачились вопросами анонимности в Интернет и сохранностью своих персональных данных.

В частности, поисковик DuckDuckGo, который позиционирует себя как сервис, который не собирает, не хранит и не обрабатывает информацию о запросах пользователей, использует для поиска открытый алгоритм Yahoo, имеет постоянную выдачу вне зависимости от местоположения пола и возраста пользователя, а также предлагающий минимум рекламы, стал набирать обороты. Причем настолько успешно, что в Google посчитали данный поисковик своим конкурентом. Вот так американцы заботятся о своей информационной безопасности.

Россияне, на мой взгляд, гораздо беспечнее в этом вопросе. Но, тем не менее, угроз для граждан нашей страны в неконтролируемом сборе информации о них ничуть не меньше, чем для граждан США, а может даже и больше. Однако, соблюдая определенные правила, можно максимально обезопасить себя. Что это за правила и как их соблюдать – об этом пойдет речь в одной из наших следующих статей.